Минимакс

Алексей Алексеев - Россия

Проекты яхт : "MINIMAX"

"Минимакс" - один из самых интересных проектов яхты минитонного класса, созданный в России для гонок по обмерной системе IOR. Концепция проекта разработана конструктором из Санкт-Петербурга Алексеем Алексеевым, поставившего перед собой задачу "minimum size - maximum comfort", причем предполагалось создать лодку, рассчитанную на достижение успеха в гонках. Автор проекта любезно согласился предоставить нам информацию о своей лодке.

Проект яхты явился логическим синтезом развития идей одного из ведущих отечественных яхтенных дизайнеров И.И.Сиденко, анализа состояния современного (лет 10 - 12 назад) яхтенного дизайна в мире, многолетнего личного опыта создания, реконструкции и эксплуатации (в том числе в режиме гонок) яхт минитонного класса и пятилетней работы автора А. Алексеева.

Как сложилась судьба этого интересного проекта? Всего было построено 8 лодок, в силу разных причин дальнейшее производство было прекращено. 4 яхты были проданы в Германию, где проект получил высокую оценку, 1 лодка в Казахстан (сейчас она где - то на Каспии), 3 яхты, в том числе прототип - оригинальный "Минимакс" находятся сейчас в Санкт - Петербурге.

За свою гоночную жизнь "Минимакс" неоднократно был победителем и призером множества различных регат, в том числе и на Онеге, лодка имеет продуманное вооружение, гибкую мачту от "звездника" с двумя парами краспиц и бакштагов, а о ее способности ходить остро и быстро в лавировку, особенно в сильный ветер ходят легенды. По обитаемости лодка заметно превосходит все известные IORовские яхты аналогичного класса.

Описание проекта

"Минимакс" является малогабаритной и относительно недорогой универсальной яхтой, способной автономно совершать непродолжительные крейсерские плавания с экипажем из 3-4 человек (что обычно соответствует среднему составу семьи) с максимальным уровнем комфорта и после обмера па правилам IOR участвовать и быть конкурентноспособной в гонках в минитонном классе яхт, транспортироваться на трейлере за автомобилем без нарушения требований международных автоинспекций, быть удобной в эксплуатации и неприхотливой в ремонте, и сверх того быть полностью непотопляемой при повреждении.

Архитектурно - конструкторский тип яхты "Минимакс" в целом соответствует той концепции, которой следуют многие создатели. "семейных мини-крейсеров": яхта имеет высокий борт, большую ширину, достаточно развитую рубку, большой объем внутренних помещений, и относительно длинный самооотливной кокпит исполненный в двух уровнях.

Кормовой свес длинный и пологий с выраженным плоским участком, позволяющий при достаточно высокой энерговооруженности яхты, особенно в гоночном варианте получать, ни с чем не сравнимое удовольствие движения на попутной волне в режиме серфинга.

ПАЛУБА имеет характерный слом плавно переходящий в бортовую часть корпуса; что в сочетании с идентичным прогибом рубки, придает корпусу оригинальный стремительный вид, типичный скорее для автомобильного дизайна последних лет.

В районе КОКПИТА палуба имеет подъем, удобный для сидения при ходе яхты с креном. На дне кокпита установлен специальный бокс из стеклопластика служащий упором для ног , а также хранилищем свободных концов шкотов. В комплексе это позволяет яхтсмену занимать на палубе наиболее свободную, не утомляющую при любых условиях плавания позу, что отвечает новейшим требованиям яхтенной эргономики. Второй (кормовой) уровень кокпита служит для временного хранения подвесного лодочного мотора, беспрепятственной и устойчивой работы с якорем и мотором, он также удобен для купания.

Доступ в рубку осуществляется через два автономных люка. Кормовой имеет возможность откидываться, сдвигаться в шарнирных ползунах по крыше рубки и фиксироваться в закрытом положении замком. Брандер - щит откидной, на петле, в раскрытом состоянии служит ступенькой для схода в рубку, отверстия в нем также служат для общей вентиляции под палубных помещений. Помимо этих люков свет внутрь проникает через два тонированных ИЛЛЮМИНАТОРА большой площади расположенных в стенках рубки.

Обилие прозрачных иллюминаторов максимально увеличивает сектор обзора видимого горизонта, что, как показали исследования, снижает вероятность укачивания во внутренних объемах до минимума.

На яхте применена прогрессивная система установки мачты - без пиллерса на рамную переборку, что дает большую свободу перемещения между двумя каютами; салоном и форпиком, изолированными друг от друга стилизованной драпировкой на быстроразъемной молнии.

В ФОРПИКЕ: расположено стационарное спальное место, которое в процессе несложных манипуляций с пайолом и диванными подушками мгновенно трансформируется в двуспальное. Для этого достаточно повернуть на петле треугольную полочку, переместив подушку с нее в нос , заложить проход пайолом в уровень с койкой, застелить его диванными подушками из салона и уже можно двум членам экипажа проверять качество изготовления поролоновых матрацев толщиной 8 см, обтянутых дорогими тканями. Все матрацы и диванные подушки имеют надежную фиксацию от смещения при качке.

Под спальным местом и в носовой оконечности есть два герметичных объема, закрытых крышками, которые участвуют в обеспечении аварийной плавучести (кстати, правила IOR не требуют непотопляемости для яхт такого размера). Больший может служить для хранения аккумулятора и нечасто используемых вещей.

Здесь же в форпике по правому борту располагается КАМБУЗНЫИ БЛОК, состоящий из газовой плиты в кардановом подвесе, и утопленной в легкомоющуюся нишу мойки со сливом воды за борт и подачей питьевой воды ножной помпой.

Под камбузной панелью находится шкаф для хранения газового баллона и посуды. С противоположного борта расположена выгородка для канистры с питьевой водой.

В САЛОНЕ вокруг складного стола оригинальной конструкции, способного быстро принимать любые положения (для еды, для навигационной работы и для прохода) распологаются два дивана, которые при снятых диванных подушках служат спальными местами.

В диванах есть объемы для хранения вещей и продуктов, а под его спинкой удобно хранить постельное белье и мягкие вещи.

Под кокпитом правый борт выгорожен как сухой шкаф для цивильного платья, (кстати в "заграницах", во время регат с этим строго - для различных мероприятий необходим парадный костюм яхтсмена: белые брюки, фуражка и темно - синий двубортный пиджак) а левый оставлен для хранения непромоканцев.

Еще глубже под кокпиком большеобьемный АХТЕРПИК с герметичным люком, где обычно хранится мотор и топливо. Он несет основную роль в обеспечении аварийной плавучести судна, поэтому категорически запрещается эксплуатация лодки со снятой крышкой люка.

Выше уровня кокпита по каждому борту есть еще два МАЛЫХ РУНДУКА , они полностью проницаемы и хорошо вентилируемы, и поэтому служат хранилищем для якоря, якорного конца, кранцев , спасжилетов и расходной топливной канистры. Доступ к ним - из кокпита.

Вся отделка интерьера произведена ценными породами дерева, а свободные поверхности палубы и борта закрыты мягким противокондесатным покрытием, делающим лодку сухой и привлекательной на вид.

Яхта может выпускаться с двумя вариантами парусного вооружения рейсинговым и круизным, соответственно будет несколько изменяться ПЛАНИРОВКА ПАЛУБНОГО оборудования.

Высокоэффективное РЕЙСИНГОВОЕ ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ типа 7/8 характеризуется большим диапазоном настройки парусов и повышенными тяговыми характеристиками.

Гибкая мачта из сплава 1985ЧТ аэродинамического профиля имеет 2 пары краспиц и две пары бакштагов. Гик из такого же профиля управляется талями гика- шкота и гик-оттяжки. Все ходовые тали многократно усилены и легко добираются.

Спинакер-гик изготовлен из трубы сплава 1925 2*50. Топовое КРУИЗНОЕ ВООРУЕНИЕ больше удовлетворит туриста из-за свой простоты в управлении и уменьшенной площади парусности.

На транце яхты смонтирован кронштейн ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ оригинальной конструкции. Приведение мотора в рабочее состояние осуществляется одним движением руки, без обязательного исполнения акробатических этюдов на подпрыгивающей корме яхты, что обычно практикуется при традиционных конструкциях кронштейнов.

Палуба яхты в целях безопасности ограждена прочным ЛЕЕРНЫМ ОГРАЖДЕНИЕМ из стального троса, а в носу и корме релингами из нержавеющей трубы 20х2.

Швартовное устройство состоит из 4 швартовных уток и разрезных киповых планок в носу и корме.

КИЛЬ яхты весом 400 кг современной формы выполнен из стали (кстати, на оригинальном "Минимаксе" бронзовая бульба!) и крепится к корпусу 8 шпильками М16, и заключен в гладкие стеклопластиковые оболочки. РУЛЬ балансирный, большого удлинения, с укороченной корневой хордой.

Перо выполнено из профилированных стеклопластиковых оболочек, заполненных пенопластом, баллер диаметром ЗЗ мм - из нержавеющей стали, румпель представляет из себя сварную конструкцию из трубы 1,5 х 16.